24 апреля 2013
ЭФФЕКТ БИЛЬБАО

В СТРАНЕ БАСКОВ

В 70-е годы XX века Бильбао переживал глубокий кризис: закрывались заводы, фабрики, каждый пятый житель был безработным. А тут еще сильнейшее наводнение 1983 года, нанесшее серьезный ущерб городу. Казалось, просвета не будет. Тем не менее Бильбао 2013 года – процветающий финансовый, промышленный и туристический центр Испании. Эта трансформация города получила название «Эффект Бильбао».

Все началось в 1990 году, когда была принята программа глобального преобразования города. Важную роль в процессе становления современного Бильбао сыграла история филиала музея Гуггенхайма, здание которого было построено на берегу реки Нервион в 1997 году. Власти Бильбао предложили музею полное финансирование обустройства за счет Министерства культуры страны басков. Фонд принял это предложение.

В качестве архитектора был приглашен Фрэнк Гери, который построил необычное здание. Считается, что с этого проекта началась современная архитектура, основанная на компьютерных расчетах, новых материалах, непривычной форме здания.

Здание музея напоминает покрытое чешуей морское чудовище, которое то ли уже вышло из воды, то ли готовится нырнуть в глубину. Даже не здание, а абстрактный объем застыл на берегу реки, поблескивая то золотом, то серебром. Присмотревшись, можно почувствовать красоту непривычных форм, приближающих рукотворный объект к творению живой природы. Вечером и ночью здание живет собственной жизнью: титановые поверхности меняют цвет, отражаясь в зеркале реки и искусственного пруда, временами оживают огненные фонтаны, бьющие прямо из-под воды, или водные поверхности затягивает туманом.

Городской бюджет потратил на строительство этого творения $75 млн, но результат превзошел все ожидания. Это невиданное в техническом плане здание получило массу положительных отзывов. Про Бильбао узнал весь мир.

После открытия музея Гуггенхайма в течение трех лет город посетило более 4 млн туристов. За четыре года в городской бюджет поступило свыше $455 млн. По оценкам регионального совета, налоговые поступления от туристического бизнеса составили $89 млн.

Вдохновленные жители пригласили множество других архитектурных звезд для преобразования городской среды и инфраструктуры страны басков. Метро проектировал Норман Фостер, постаравшийся совместить функциональность и удобство. Экотрамвай, бесшумно скользящий по живому зеленому газону, – работа баскской команды. Аэропорт создал Сантьяго Калатрава. Его же авторству принадлежит яркий пешеходновелосипедный мост Zubizuri, причудливо изогнувшийся над рекой Нервион.

Многие заброшенные здания получили новую жизнь. Так, например,  занимавшие целый квартал старые винные склады были перестроены по проекту Филиппа Старка в многофункциональный комплекс AlhondigaBilbao, где потолок центрального атриума – стеклянное дно бассейна и видны плавающие «по небу» люди.

На все эти преобразования ушло меньше 15 лет. Но город продолжает развиваться, строятся новые интересные здания, необычные мосты, например Бискайский мост («Летающий паром») – своеобразная комбинация моста и канатной дороги, мост Сальве, ведущий к музею Гуггенхайма, и расположенный рядом мост Педро Арруп (PedroArrupebridge). Столь масштабные работы позволили городу стать одним из самых привлекательных мест Испании.

«Эффект Бильбао» — это не только музей и творения именитых архитекторов, которые стали визитной  карточкой города. Это только одна, хотя и очень важная, составляющая всего замысла. Главная же тема «эффекта» – крупные преобразования всей городской инфраструктуры, значительные инвестиции в  архитектурные шедевры. И работа эта проводилась с учетом особенностей территориального устройства, специфики экономики города и всей страны басков. В результате в сегодняшнем Бильбао удалось достичь органического единства эффективного туристического бизнеса, мощной индустрии и развитой транспортной системы.

«Эффект Бильбао» – это интересный градостроительный опыт, который все мы – архитекторы, строители, инвесторы и девелоперы – продолжаем пристально изучать.

Бильбао по-русски

При разработке и преобразовании городской инфраструктуры в России также на первый план выходят экология, комфорт, состояние среды в окружении дома, безопасность, возможность интересного досуга. Сегодня уже недостаточно засеять газоны и устроить детскую площадку – необходима комплексная организация окружающего пространства, включая транспортный алгоритм, концепцию озеленения, обустройство зон для отдыха и занятий спортом. Важную роль играют и экологические показатели: идеально, если парк или зеленая зона начинаются прямо у подъезда. В России все чаще и чаще появляются новые интересные проекты реконструкции городского пространства. Например в Москве, в районе Хамовников, на территории в 11 га создается уникальное городское пространство, отвечающее современным требованиям к качественному экологическому жилью.

Отличительная особенность комплекса – сложный рельеф, частично естественный, но преимущественно созданный искусственно. Исторически район Хамовников имеет очень интересный рельеф и представляет собой полуостров, с трех сторон окруженный Москвой-рекой. В старину в этом районе было множество прудов. До наших дней сохранилось только два: в парке усадьбы Трубецких и у Новодевичьего монастыря. С середины XIX века началось активное освоение этого района, пруды засыпали, и этот исторический элемент топографии, к сожалению, исчез. Поэтому при проектировании комплекса одна из задач заключалась в воссоздании исторического ландшафта, характерного для Хамовников. Центром комплекса станет искусственный пруд площадью 3800 кв. м, который имеет неровные края – два пологих и два крутых берега. Идея пологих и крутых берегов обыграна архитектурно и функционально. Северный берег – пологий, как у каждого естественного водоема, поэтому, когда солнце светит на юге, зеленые насаждения хорошо освещены. В крутой берег, южный, встроены кафе и магазины. Сидящему в кафе человеку открывается прекрасный вид – освещенная солнцем панорама зеленых лугов и кустарников, при этом солнечные лучи не бьют в глаза.

Принципиальным было решение не пускать во дворы автомобили – для них планируется создать семь подземных парковок на 3600 машиномест. Большие зеленые дворы естественно сочетаются с фасадами зданий, выполненными из натуральных материалов. В комплексе воссоздана характерная московская структура с большим количеством бульваров. Шесть бульваров ведут от окрестных улиц к центральному пруду. Это открытые зеленые пешеходные зоны разной ширины. Зеленью заполнены все дворы, причем они отличаются по дендрологии. Зеленые насаждения каждого двора ориентированы на свое время года, в которое они особенно красивы, поэтому применяется «букетная посадка». Фоном для всех дендрологических композиций служит низкий и ровно подстриженный газон, который гасит вибрации и шумы, способствует поглощению пыли.

Создавая современный жилой комплекс, архитекторы и проектировщики максимально передают дух и лучшие традиции старой Москвы, с определенными сферами безопасности – квартира, дом, двор, микрорайон, район и свой город. Только такая схема формирует «экологию человека» и его гармоничное состояние. Именно она стала основой идеологии комплекса в Хамовниках.

Статья в формате PDF